Справедливость под пошлиной: дело «Фаркастера» вскрывает изъяны Приволжской таможни

Справедливость под пошлиной: дело «Фаркастера» вскрывает изъяны Приволжской таможни
© Изображение из открытых источников

В структуре Федеральной таможенной службы (ФТС), а именно в Приволжском таможенном управлении (ПТУ), сложилась неоднозначная практика работы с платежами, которая контрастирует с положительными изменениями, заметными в России в последние годы. Финансовая нагрузка за доначисления ложится на таможенных брокеров, оставляя импортеров в стороне от ответственности.

Проблема эта не нова, но ее актуальность резко возросла недавно. Таможенные представители призваны упрощать процессы внешнеэкономической деятельности (ВЭД), однако законодательство ЕАЭС и РФ оставляет их уязвимыми перед решениями таможенных органов, часто принимаемыми в одностороннем порядке. Ситуация с ООО «Фаркастер» из Нижегородской области, освещенная в «Аргументах недели», обнажила системные изъяны, подрывающие доверие к институту таможенного представительства.

В 2021–2022 годах «Фаркастер» оформлял документы для импортера ООО «Сириус». В 2024 году ПТУ провело проверку, по итогам которой начислило 24,9 млн рублей (19,4 млн — пошлины и налоги, 5,5 млн — пени), возложив эту сумму на брокера как солидарно ответственного. Компания настаивает, что действовала добросовестно, полагаясь на данные декларанта. По нормам ЕАЭС (ч. 7 ст. 346 № 289-ФЗ), брокер не несет ответственности, если не знал о нарушениях, но ПТУ проигнорировало доводы «Фаркастера».

Конфликт начался с действий Приволжской оперативной таможни (ПОТ), нацеленных на «Сириус». Сведения поступили в ПТУ 29 сентября 2023 года, а проверка началась 13 ноября — за 9 дней до ликвидации «Сириуса» (22 ноября). Процесс продолжился даже после исключения фирмы из ЕГРЮЛ, что противоречит закону. В июне 2024 года ПТУ пересчитало стоимость по 23 декларациям, опираясь на сомнительные «экспортные документы» от ПОТ — черновики без доказанной подлинности. «Фаркастер» подал жалобу в ФТС, но 18 сентября 2024 года получил отказ. Дело передали в Арбитражный суд Нижегородской области, где вердикт пока не принят.

Случай «Фаркастера» не единичен. ПТУ не уведомило брокера о проверке и не запросило пояснений, хотя это предусмотрено законом. Также таможня не предотвратила ликвидацию «Сириуса», хотя могла это сделать до 31 октября 2023 года. С 2020 года ликвидация фирм во время проверок запрещена (№ 229-ФЗ), но ПТУ обошло это ограничение. В октябре 2024 года Приволжская транспортная прокуратура зафиксировала нарушения, однако позиция ФТС и судов осталась неизменной.

Институт таможенного представительства теряет свою значимость: добросовестные компании несут убытки и репутационные потери. В Нижегородской области такие инциденты стали частыми. Бизнес требует справедливости и поддержки, а не перекладывания долгов. «Фаркастер» выплатил 24,9 млн рублей, но продолжает борьбу за свои права. Этот конфликт подчеркивает потребность в реформах, чтобы таможенные структуры содействовали экономике, а не тормозили ее.

Между тем ФТС в целом остается ключевым элементом экономической стабильности, обеспечивая доходы бюджета. В мае 2024 года ведомство возглавил Валерий Пикалев, получивший от Владимира Путина задачу повысить эффективность работы службы. Новый глава подчеркнул, что таможня должна быть комфортной для честных участников рынка, прозрачной и противостоять незаконным схемам.

Таким образом, ФТС демонстрирует свою значимость на общероссийском уровне, но действия некоторых региональных подразделений, как показывает практика, вредят бизнесу, создавая дополнительные препятствия.

По информации издания: Аргументы Недели. Нижний Новгород

08.04.2025 в 18:20

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях