Как осуществляется медиация дистанционно: возможно ли это

Развитие информационно-коммуникационных технологий и, в первую очередь, Интернета,
в современную эпоху создает очень благоприятные возможности для перевода многих
бизнес-процессов в онлайн-формат. Благодаря сети Интернет можно осуществлять
взаимодействие с партнерами, проводить конференции и семинары онлайн, что
стирает преграды в виде расстояний, государственных границ, ограничений на
въезд или выезд из государств и так далее. Не является исключением и такая
сфера деятельности как медиация.

Как известно, медиация представляет собой деятельность по урегулированию споров,
противоречий, конфликтных ситуаций. В современном бизнесе медиация очень востребована,
так как помогает разрешить многие проблемы, не прибегая к судебному разбирательству и
экономя, тем самым, силы и средства компаний или предпринимателей.

К технологиям онлайн-медиации мировой бизнес в массовом порядке обратился в период
пандемии коронавируса. Введенные в связи с COVID-19 ограничения заставили большинство
компаний изыскивать возможности для перевода своей переговорной активности в онлайн-формат,
не стала исключением и медиация. Тем более, что сейчас, в условиях введенных экономических
санкций и запрета на прямое авиасообщение с рядом государств, медиация с помощью виртуальных
технологий становится инструментом ведения переговоров и урегулирования споров с иностранными
компаниями, так как проведение очных встреч с делегациями иностранных компаний может в ряде
случаев не представляться возможным или быть крайне затратным по стоимости организации.

Онлайн-медиация ничем не отличается по своему содержанию от обычной медиации, но
проводится она в виртуальном формате, с помощью современных программ и приложений.
Онлайн-урегулирование споров, или онлайн-медиация, может рассматриваться как отдельный
механизм урегулирования конфликтных ситуаций и противоречий в бизнесе, открывающий широкие
возможности для компаний и предпринимателей.

Еще до пандемии коронавируса онлайн-медиация начала применяться в процессе разрешения
спорных ситуаций вокруг доменных имен в Интернете. Разрешением этих споров на
международном уровне занимались Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) и Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами. Затем онлайн-медиация
стала применяться и в остальных сегментах бизнеса.

Под онлайн-медиацией мы сегодня понимаем не только традиционную медиацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий, когда медиатор и
участники переговорного процесса коммуницируют с помощью средств онлайн-видеосвязи.
Речь идет и о внедрении искусственного интеллекта в сам процесс медиации. Например,
постепенно создаются условия для перехода от разрешения споров человеком-медиатором
к разрешению споров искусственным интеллектом. У этого процесса есть определенные
перспективы и положительные стороны. В частности, никто не может упрекнуть
искусственный интеллект в предвзятости по отношению к одной из сторон конфликта.

Однако вряд ли кто решит сегодня использовать алгоритмы для разрешения споров с
высокой стоимостью. Здесь все же требуется человеческое участие, без которого
полноценная медиация не получится. Никакой искусственный интеллект не может
заменить квалифицированного специалиста-медиатора с его кругозором, коммуникативными
особенностями, умениями убеждать, а главное – этическими принципами, которые позволяют
ему сохранять объективность и беспристрастность в любой ситуации.

Другое дело – сделки с низкой стоимостью, коих великое множество. Миллионы споров
по сделкам с низкой стоимостью действительно могли бы разбирать алгоритмы, поскольку
мир просто не найдет такое количество медиаторов, готовых за совсем небольшие
вознаграждения, либо без оных вообще, разбирать споры с низкой стоимостью.

Такие алгоритмы постепенно разрабатываются и не исключено, что через десятилетие
большинство споров малой стоимости уже будет разрешаться именно искусственным
интеллектом.

Что касается правовых оснований для онлайн-медиации, то еще в 2010 году в
Российской Федерации вступил в силу Федеральный Закон №193 «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Он лег в основу складывающейся в нашей стране системы правового регулирования
медиации в целом и онлайн-медиации в частности.

Таким образом, онлайн-медиацию можно назвать не просто возможным, а нужным и реально
осуществляемым на практике инструментом урегулирования спорных ситуаций в бизнесе в
современных условиях. Технические возможности для осуществления онлайн-медиации в
наше время присутствуют и развиваются с каждым годом, так что основное внимание
сейчас должно быть обращено на совершенствование правовой базы и организационных
механизмов онлайн-медиации.

Фатима Шанаева, адвокат адвокатской палаты Московской области. Профессиональный
тренер-медиатор, конфликтолог. Руководитель Центра Коммерческой Медиации
ЛАБОРАТОРИЯ КОНФЛИКТА

SMINEWS