С коллегии прокуратуры области

Сегодня, 24.07.2017 на расширенном заседании коллегии прокуратуры Тверской области подведены итоги работы органов прокуратуры области и поставлены задачи по укреплению законности и правопорядка на второе полугодие 2017 года.

Предлагаем Вашему вниманию выступление прокурора области В.В. Росинского на заседании колегии.

«Уважаемые гости и участники коллегии!

Прокуратуре Тверской области многое еще предстоит сделать в перспективе и во втором полугодии в частности. Об этом будем сегодня говорить. Но ряд намерений хотел бы обозначить в присутствии гостей.

Впервые через открытые форумы нами был организован прямой диалог с предпринимательским и гражданским сообществами. Концепция риск-ориентированного надзора требует не только слышать предпринимателей, но и еще внимательнее относиться к сигналам жителей. Надо расширять практику общественных слушаний, научно-практических конференций и других форм общения с гражданским обществом.

Налицо начало предвыборной борьбы, работа тверской городской Думы всегда вызывала много вопросов, несравнимо более значимы по последствиям выборы Президента.

Имея наглядный пример общения Президента по прямой линии, следует учиться видению социальных проблем, которое сложилось у жителей поднадзорной территории. Но прежде, чем предпринимать какие-либо меры реагирования, надо спрогнозировать их результативность и последствия для снижения социальной напряженности. Этому же должна способствовать и исковая практика.

По-прежнему приоритетами надзора остаются трудовые права, здравоохранение, сфера ЖКХ, бюджет.

Проблемы невыплат заработной платы предполагаем рассматривать при исчерпывающей полноте мер реагирования и ставить перед собственниками, учредителями, арбитражными управляющими задачи не только погашения задолженности, но и необходимости финансово-хозяйственного оздоровления для дальнейшей стабильной работы предприятия и сохранения социально-значимых рабочих мест.
Впервые за несколько лет существующая задолженность за поставленные ресурсы перед Газпромом была погашена более чем на 2 млрд. руб. Однако долгосрочная программа модернизации и развития системы ЖКХ области так и не разработана. Будем на этом настаивать.

Мы видим меры, которые предпринимаются Губернатором в запущенных сферах социальной жизни области. Задача прокуроров состоит не только в том, чтобы выявлять по этим направлениям нарушения закона, но и в том, чтобы реагирование было разумным и содействовало положительным сдвигам. Вместе с тем, каждый гражданин, пострадавший вследствие бездействия чиновников, должен получать прокурорскую защиту.

Плохая вода, горы мусора и захламленные территории также являются потенциальными угрозами для региона. Мероприятия года экологии существенного влияния пока на ситуацию не оказали. Нет иного подхода, как проявлять настойчивость по понуждению власти к строительству полигонов, очистке и переработке отходов. Планируем предать широкой гласности, пусть небольшие пока, успехи, связанные с ответственностью за загрязнение воды, берегов, замусоривание территорий вдоль дорог и береговой полосы.

Признаем, что уровень надзора в сфере землепользования не отвечает реальному состоянию с соблюдением законов.

Распространены факты незаконного изменения вида разрешенного использования, предоставления земли, в том числе без проведения торгов, широкий оборот фиктивных документов, целенаправленная волокита принятия решений. Земля является для области одним из главных ресурсов. Медленно ищем пути, чтобы на основе актуального мониторинга обеспечить он-лайн противодействие всем вновь возникающим технологиям захвата земли.

Конечно, нам удается контролировать ситуацию с преступностью, но профилактическая составляющая все еще остается слабой. Нередко это связано с отсутствием организационных решений. Технологические возможности программных комплексов «Безопасный город» требуют расширения за счет включения действующих систем безопасности других органов и организаций, их взаимной адаптации и создания взаимоувязанного интегрированного массива данных.

Структура субъектов преступлений, мотивы совершения, удельный вес зарегистрированных в областном центре и иные криминогенные характеристики по своим тенденциям изменились слабо. Сокращение регистрации на 14,3% связано в основном не с нашими целенаправленными усилиями, а с декриминализацией, снижением инициативного выявления незаконного оборота наркотиков и экономических преступлений, а также иных, требующих профессиональной наступательности.

Качественно меняется преступность. В мошенничестве, например, шире используются способы, исключающие непосредственный контакт с потерпевшим, электронные технологии, поэтому неуклонно изменяется традиционная доказательственная база по многим составам преступлений. Но от этих тенденций явно отстают оперативные и следственные ответы.

Особого внимания требует субъектный состав преступности. Отмечу предполагаемые направления этой работы.

Влияния прокуроров на формирование бюджета явно недостаточно. С учетом трехлетнего бюджетного процесса подлежат критической оценке обязанности муниципальных органов по обеспечению правопорядка, требующие бюджетного наполнения. Нужны реальные оценки возможностей выделения средств с учетом специфики субъектного состава правонарушителей района. Программы предупреждения и борьбы с преступностью по актуальности для каждой территории должны быть обеспечены бюджетом по инициативе прокуроров.

Особое внимание детям.
Существует серьезная проблема адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к взрослой жизни после окончания 9-ти классов. Они остаются один на один с безденежьем, общежитиями, отсутствием социального сопровождения и в опасный период жизни подростка с 15 до 18 лет практически выпадают из поля зрения и ответственности власти. По некоторым оценкам, только каждый десятый из этих ребят успешно социально адаптируется, становясь взрослым.
Несанкционированные летние лагеря тоже не от хорошей жизни – это просто минимизированные по сравнению с другим отдыхом расходы в условиях кризиса, нередко привлечение детей к экстремальным и поэтому сомнительным ценностям и воззрениям.

По-прежнему каждое пятое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Уровень смертности населения от случайных отравлений, в том числе алкогольных, вывел область в лидеры антирейтингов ЦФО.

На осень текущего года запланировано проведение интенсивного комплекса антиалкогольных мероприятий. Наша идея нашла поддержку у Губернатора, истекает время формирования актуальной и эффективной Программы месячника, на чем призываем сосредоточиться все органы и организации региона.

Комплекс проводимых мероприятий по борьбе с незаконными мигрантами не является эффективным, прежде всего из-за неполноты информации о причинах и условиях непрерывного обновления их персонального состава. Любое качественное изменение структуры этой среды должно влечь переоценку эффективности действий органов власти и управления.

Если не будут работать технологии выявления признаков коррупционного поведения должностных лиц с дальнейшей проверкой мотивации путем использования межведомственных возможностей, мы не сможем рассчитывать на качественный перелом. Массив практики арбитражного и гражданского судопроизводства в этих целях остается невостребованным. Низка степень уверенности гражданского общества в возможностях правоохранителей довести до привлечения к ответственности сигнал о коррупционных проявлениях.
Работа по установлению нелегитимных источников обогащения и наличия имущества, приобретенного на такие средства, должна начинаться одновременно с установлением обстоятельств, позволяющих начать уголовно-процессуальную проверку. Законодательная тенденция усиления материальной составляющей уголовной ответственности также требует переоценки алгоритмов межведомственного взаимодействия.

Структура преступности свидетельствует, что ряд статей Уголовного кодекса хронически не работает. Нет выявления воспрепятствования предпринимательской деятельности, преднамеренного банкротства, нецелевого расходования бюджетных средств. Это не показатели криминального вакуума, это оценка нашего непрофессионализма.

С кадровыми проблемами напрямую связаны неразумные сроки уголовного судопроизводства, многократные необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела, в том числе из-за элементарного непонимания предмета уголовно-правовой оценки, возросшее число реабилитированных, проблемы раскрываемости и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Профессиональная учеба, перезагрузка технологий межведомственных специализированных рабочих групп и иные формы роста кадрового потенциала являются одной из главных задач для руководителей всех ведомств.

Нередко акты прокурорского реагирования примитивны. Выявляемые нарушения требуют перенесения акцента с формальной фиксации на реальное устранение причин. Для этого также требуется целенаправленная программа совершенствования профессиональных знаний прокуроров. Планы индивидуальной профессиональной подготовки, хотя и играют свою положительную роль, но качественный рост малозаметен.

Необходимо искать новые обучающие и организационные технологии прокурорской деятельности, повышения исполнительской и методической дисциплины, в том числе научно-консультативному методическому совету.

Через целевые плановые проверки, которые проводятся аппаратом прокуратуры области, за год должны проходить помощники прокуроров всех районов не только для получения глубоких отраслевых знаний, но и развития прокурорского кругозора в целом. Очевидно, назрела необходимость обучения, в том числе на уровне прокуратуры области, навыкам работы с финансово-хозяйственными документами.

Мы должны более активно работать с органами и организациями, которые являются специалистами в ведомственной реализации положений норм и законов. Сложившаяся практика взаимодействия с Газпромом, АтомЭнергоСбытом, Госжилинспекцией требуют углубления.

Нужна ревизия эффективности применения административного законодательства, как по каждому направлению надзорной деятельности, так и в целом для профилактики преступлений и правонарушений. По отраслевым надзорным направлениям должна работать четкая и понятная помощнику прокурора система возбуждения административных производств, влекущая ответственность физических, юридических и должностных лиц.

Нас ждут и новые вызовы. В связи с преобладанием особого порядка судебного разбирательства, происходит дисквалификация гособвинения. При рассмотрении без судебного следствия более 80 процентов дел, в условиях предстоящего введения присяжных в районах и реорганизации судов области требуется специальная программа подготовки для обеспечения функции гособвинения.

Прокуратура должна присутствовать в информационном поле с активной правовой позицией. Сложившаяся сейчас в прокуратуре области система информационно-аналитической работы требует постоянного совершенствования, обновления, использования новых информационных технологий. Отделом кадров прорабатываются варианты организационно-штатных изменений для создания такого специализированного подразделения. Мы еще слабо предпринимаем попытки формировать общественное мнение, выступать с опережающими правовыми оценками при нарастающей волне недовольства в Интернете конкретными ситуациями. Будем искать пути взаимодействия с Кибердружиной, оценивающей правовую составляющую в действиях пользователей и администраторов сети.

Прокурорскими проверками выявлено 33 861 нарушение федерального законодательства. Для их устранения внесено 4550 представлений, наказано в дисциплинарном порядке 2477 лиц, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 1485 человек, по материалам прокурорских проверок возбуждено 120 уголовных дел, в защиту интересов граждан, общества и государства направлено в суды 4620 исков. Цифровые результаты работы названы. Требуется правильно оценить последствия этих цифр и связать их с изменением методик подсчета результативности нашей деятельности при составлении новых форм наблюдения и отчетности. Прокурор должен влиять на состояние законности, а не на цифры в отчетах.

Система прокуратуры – это сообщество единомышленников, четко ориентированное на выполнение профессионального долга в интересах граждан, и одновременно организатор деятельности в этом направлении всех иных поднадзорных органов. Наличие различных ведомственных точек зрения и подходов упорядочивайте в рамках предварительных непубличных процедур. Помните, успех принесут только консолидированные усилия с решением каждым органом своей профессиональной задачи, но с единым социально-значимым результатом».
 

 

Сообщили «SMINEWS» в прокуратуре Тверской области.

Читайте нас в  Яндекс Новостях  Google News  Seldon News

SMINEWS
С коллегии прокуратуры области
Эксперт: следов культурного наследия на территории бывшей усадьбы в Опалихе нет